суббота, 4 октября 2014 г.

... в метрополитене


Никогда бы не подумал, что я буду немым свидетелем огромного феерического распила больших денег и так сказать «обмана трудящихся». Особенно после всего что пережила наша страна. Однако, судя по всему, ничего не меняется. Итак, обо всём по порядку.


С 2005 года по сегодняшний день.
Расскажу подробнее. Как многие знают, я много лет работал в Киевском метрополитене в отделе автоматизированной системы прохода пассажиров. Можно сказать активно участвовал в её создании. Помимо системного администрирования многих серверов и автоматизации обработки данных я могу контролировать любое действие любой железяки (турникет, кассовый аппарат, автомата дозаписи бесконтактных карточек (АДБК) и т.д.) не вставая с места. Ну и в общем неплохо знаю как всё это работает.
Итак, что у нас есть:
Жетоны. Ну с ними ввсё понятно.
Безконтактные карточки. Вы можете купить за 7 грн пластиковую карточку стандарта Mifare Plus (сейчас как раз идёт компания по замене старых Mifare на Mifare Plus, так как формат шифрования первых был скомпрометирован) и сделать из неё продлеваемый проездной, либо просто записывать туда количество поездок. Сделать это можно в АДБК, в кассе или в универсальном автомате. Моей карточке например уже 8 лет. Хотя люди упорно идут каждое утро в кассу и покупают себе один жетончик чтобы доехать до работы. Я не знаю зачем они так делают! Возможно, сила привычки действительно непобедима. А может плохо работают средства массовой информации и они просто не знают о существовании карточек. А может просто считают их дьявольским инструментом порабощения. Как сказать всем “Покупайте карточки, мать вашу! Это же капец насколько удобней и проще”. Причем для всех! Пассажирам не надо даже из кошелька доставать карточку, достаточно раз в месяц её пополнить (проездной на следующий месяц или просто дописать поездок), кассирам меньше работы - не надо мучиться с жетонами, вынимай себе деньги из бункеров Cashcode’овских купюроприемников и сдавай в банк, все отчёты формируются автоматически; техникам не надо обслуживать эту ужасную механику приема жетонов, которая постоянно забивается страшной пылью и перестает работать. Казалось бы - всем хорошо. Однако на сегодняшний день только четверть пассажиров пользуется карточками.
Кстати по поводу универсальных автоматов, которые умеют продавать жетоны (правда сдачу дадут только с 5 грн, а так насыпят на всю сумму жетонов по максимуму), продавать и пополнять карточки (т. е. полностью заменяют кассира). На данный момент из 8 штук, и стоят они на станциях Голосеевская и Демееская, причем кассы закрыты с 1-го сентября. Конечно было много жалоб потому как приходится учиться пользоваться чем-то новым. Зато всё действительно автоматизированно, хотя купить один жетончик вероятно немного дольше по времени получается чем в кассе. Надеюсь этот факт подтолкнёт людей всё-таки покупать карточки, потому как пока морока с жетонами никуда не делась - их надо доставать из турникетов, пересчитывать, сверяться с показаниями аппартного и фискального счётчиков, засыпать в автоматы, инкасировать их, снова пересчитывать, снова сверяться с показаниями счётчиков и т.д.


“Специалисты” в денежных вопросах.
Однако всегда находятся люди, которые считают себя исключительными специалистами в разных областях просто потому что “мне друг рассказал” или “я сам видел”, и берутся считать чужие деньги. Например вот тред начал Денис Довгополый, вполне известный и уважаемый человек, от него не ожидал в общем: вот тут (тут я кстати немного не удержался и начал комментировать, но это конечно бесполезно).
А в последнее время таким умником оказался канал 1+1: вот один и второй сюжеты с негодованием описывающих как кассиры безбожно обворовывают киевлян.
Ну и неоднократные истории о том что “я сама работала кассиром и мы там крали что могли” или “я сама видела как кассир вынимает жетоны из турникета и несет их в кассу чтобы опять продать!!!” - т.е. люди понятие не имеют как это работает, однако уверенно излагают свою точку зрения, а споры с ними снова таки бесполезно, т.к. они уверены в своей правоте на все 100%.
Не буду анализировать эти “личные мнения”, скажу только что украсть что-то если не невозможно, то уж точно очень сложно. Да, все знают что несколько лет назад на станции Минская смекалистая кассирша с навыками работы в Unix-системах регулярно подделывала отчёты о продажах и сумела увести кругленькую сумму (хотя она не учла того факта, что все транзакции отправляются на сервера и хранятся там вечно и рано или поздно это выплывет), но в каких системах нет дыр? Но это было давно, виновные находятся в местах не столь отдалённых, а с тех пор понатыкали камер, усилили отдел финансового контроля и ревизий, организовали ротацию сотрудников касс, создали массу инструментов текущего контроля и много ещё чего другого.
И вообще это всё как-то подозрительно, когда по телевизору показывают как кто-то не туда положил жетон за 2 гривны, а то, что несколько годовых бюджетов нашей страны уплыло в неизвестном направлении это в общем нормально. Мне вообще кажется что это отвлекающий манёвр такой. 
На самом деле если что-то не сходится в отчёте (а оно частенько не сходится на несколько гривен, причем в минус) то кассир молча кладёт свою десятку и закрывает вопрос. Потому как писать тучу актов, собирать комиссии и доказывать что это не ты взял 5 жетонов которых не хватает - себе дороже.  
Предвкушая вопросы по поводу стоимости проезда скажу - да, 2 грн за проезд это даже как-то смешно. В метрополитене работает почти 8 тысяч человек. И если все полученные от пассажиров деньги (а я как раз могу видеть эти цифры до копейки) просто поделить, то получится около 8 тысяч грн на человека. Ну и было бы наивным полагать, что не надо платить за всё-всё-всё и покупать 100500 деталек и ещё и налоги платить.
Во всем мире в пассажирском транспорте есть сложные (и не очень) системы дисконтов. А у нас только месячный проездной и всё. Конечно, подписывать бумагу про повышение цен уважаемый товарищ Міський Голова не хочет, потому как понимает, что рейтинга ему это не прибавит. Но что бы сделал я - поднять стоимость разовой поездки по жетону до 3 грн. Вроде бы как и стоимость проезда осталась, а жетоны из оборота за месяц процентов на 90 исчезнут - я уверен. Хочешь ездить по 2 грн - покупай карточку (кстати, 7 гривен - это залоговая стоимость, её можно вернуть в любой кассе и вам отдадут деньги).
Однако куда идут деньги за обклеенные сверху донизу рекламой станции - вот это вопрос.


День завтрашний
Но речь сейчас не об этом. Ввиду того, что наша доблестная КМДА подписала постановления по поводу того, что транспортная система нуждается в инвестициях и будет эти инвестиции на взаимно выгодных условиях принимать, появился некий инвестор, в лице компании “Альфапей” который предлагает какую-то заоблачную сумму на развитие метрополитена. Но так как инвестор может выставлять свои условия, то их условие было таким: полная замена системы оплаты проезда и пропуска пассажиров. Ну и вот мы подходим к самому интересному. Как вы думаете - кто производит такие системы? Правильно! “Альфапей”! Т.е. эти ребята выделяют деньги для того, чтобы метрополитен купил у них же за их же деньги их систему целиком, а потом они будут иметь 8% от оборота. Сколько раз в этой цепочке будут происходить “откаты” – я даже затрудняюсь подсчитать. Но главный вопрос - так что же такого классного будет в новой системе? А вот на этот вопрос ответа нет. Т.е. самая обычная система прохода и оплаты на основе пластиковых бесконтактных каточек стандарта Mifare Plus. Ну и вот я прямо даже не знаю как открыть вам секрет чтобы не разрушить тонкий внутренний мир, но скажу просто: эта система у нас уже есть и успешно работает более 10-ти лет, но кого ж это волнует, если можно неплохо заработать.
Так вот сейчас речь не идёт о том будет это или нет, а только о том, в какой последовательности это будет происходить. А происходить будет вот что - выкинут турникеты и поставят свои, с точно такими же ридерами карточек, автоматы дозаписи выкинут и поставят новые - по функционалу точно такие же. Даже оптоволокно положат новое в тоннелях. Сначала я пытался понять логику в этих действиях, однако потом понял, что не тем руководствуюсь. А руководствоваться в рассуждениях надо мыслями “как бы побольше отпилить денег” тогда всё сразу становится понятным. Чем больше работ надо сделать - тем больше денег, а многие работы будут делать подрядные фирмы, а тут распил на распиле. Чем больше оборудования будет куплено нового - то же самое. И никого не интересует что все уже есть и работает, его выкинут и купят новое, получив в процессе нехилые профиты.
     Ну и вот вопрос - как мы с вами, граждане свободной страны и жители славного города Киева на это всё будем реагировать? Хотя ответ я, в общем, знаю - да никак. Никто ничего не сделает. Потому что бабло побеждает добро. Потому что СМИ пишут то что им сказали, постепенно выстраивая в мозгу у людей ту точку зрения которая необходима. Потому что всех неугодных отправляют “зону АТО”, а оттуда мало кто возвращается, а если и возвращается то он уже “любит Старшего Брата”.
    




7 комментариев:

  1. Непокупаю карточку из-за жлобства метрополитеновцев. Карточки всегда представляли некоторую выгоду для пользователя. Теперь каждая реклама карточек в метро вызывает только злобу. Сделали бы карточки хоть на рубль выгодней за 30 поездок - их раскупали бы как горячие пирожки. Нееет, жлобятся.

    ОтветитьУдалить
  2. Ну снова таки не хочется разрушать ваши иллюзии, но цены на проезд устанавливает не метрополитен, а КМДА. И метро на этот процесс воообще никак не может повлиять. Свою точку зрения по поводу тарифов я изложил выше.

    ОтветитьУдалить
  3. Что значит "не покупаю карточку из-за жлобства"?
    Это же даже не смешно. Дома вы обедаете пластиковыми вилками и ложками? Они ведь дешевле чем "нормальные" приборы, да и мыть их не надо. Вот сделали бы их дешевле чем пластмассу... Тогда бы вы как человек и зажили. Верно ?)

    Карточка - это не что иное, как ваше удобство при проездах в метрополитене. Вместо того чтобы поблагодарить и пользоваться, человек обвиняет метрополитен в том, что карточка стоит так же как и жетон. Клоун, честное слово...

    ОтветитьУдалить
  4. Метрополитен о ценах мог бы договорится с КМДА. Не покупаю контактную карту по той же причине. + у меня смартфон с возможностью бесконтактных платежей. Мне вообще пластик не нужен. И хде программка для оплаты в метро?
    Про автоматы. Я дикий восторг испытала, когда они появились. Но потом мне пару раз жетонов не досыпали и я озлилась, так сказать. Ибо времени разборки с сотрудницами метрополитена по поводу того, сколько мне автомат "не добросил" никак не сократили.
    Проходы забиты ларьками и торговцами. Милым голосом тётя-робот в метро просит их не спонсировать. Идиотизм. Наверное, тоже КМДА виноваты, а начальники метрополитена ну никак с этим не связаны. Бедные люди без влияния. Ага.
    Реклама в вагонах и на станциях - отдельная тема. Но владелец рекламных площадей снова не метрополитен, поэтому что тут говорить. Несчастные люди, выходит, в метро работают. Чужое бабло "возят", а сами не при делах, убогие-сирые.
    Понятно, что это не так, и что мы ничего не изменим.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну было бы наивно полагать что из-за рекламы, прокладки кабелей по метрошным туннелям и т.д. все 8 тысяч сотрудников метро теперь не "несчастные" и нихило с этого имеют. Имеют те, кто лет 10-15-20 назад додумался продать эксклюзивное право на проведение всех этих работ лет на 50 вперед за копейки. Т.е. по документам всё чисто - имеют левые фирмы которые купили это право. Другой вопрос в том что и кому они там отпиливают, но кто ж это нам расскажет. Короче говоря, как и везде сказочно богатеют единицы, за счет того что тысячи в рабском положении. Попробуй посидеть 12 часов в кассе или на контроле возле турникетов (особенно когда попадаются пассажиры, уверенные что вот именно эта девочка на контроле лично его ограбила на 2 гривны и невероятно на этом нажилась) когда на тебя смотрят 3 камеры и это удовольствие за 3 тыс грн в месяц. Ох, поверьте мне это очень не сладко. Мне довелось один рабочий день в жизни провести вот так на станции возе контролера - я потом неделю в себя приходил. Очень жаль, что лояльность киевлян к сотрудникам метро очень низкая, хотя им ох как не сладко приходится.

      Удалить
  5. Кстати имел вчера разговор с одним из людей, которые в систему автоматизированного прохода вложили пол-жизни, и активно продолжают это делать. Ну так вот по поводу тарифов и дисконтов. Оказывается есть некая "методика расчёта тарифов" которая была утверждена в каком-то бородатом году всеми возможными и невозможными министерствами. А в ней понятие дисконта вообще не предусмотрено в принципе. Короче говоря - есть "правильный" механизм как "должно" это делаться. Но есть реалии сегодняшнего дня, и в общем было бы достаточно чтобы кто-то с большими кулаками взял да и подписал бумагу о смене тарифов. Хотя юридически она будет не легетимна. Ну и в случае чего его запросто можно будет взять за одно место, потому как "а кто тебе, такой-сякой боксёр, позволил грабить киевлян и делать проезд по жетончики 3 грн а по карточке 2, людей ограбил, сам нажился" и т.д. и т.п. А учитывая как сейчас делают новости это именно так и будет. Вот он и не подписывает. Так что вместо того чтобы просто взять и сделать всё снова упирается в бюрократическую машину.

    ОтветитьУдалить
  6. Отличная статья для недалеких наших граждан. Всегда удивлялся людям, которые думают, что метрополитен нефть добывает и имеет сверхприбыли.

    ОтветитьУдалить